«Готовность
к школьному обучению»
Беседуя
со своим ребёнком, выясните, пожалуйста:
1.
Знает ли он своё полное имя (Иван, Юлия, Александр, Роман)?
2.
Знает ли он свой возраст, число, месяц и год своего рождения?
3.
Знает ли он свой домашний адрес, адрес детского сада?
4.
Знает ли он имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек, их профессии,
пользу их труда?
5.
Хочет ли учиться в школе?
6.
Что знает о школе, о труде учителя?
7.
Что больше всего любит делать:
·
играть;
·
заниматься;
·
трудиться?
8.
Умеет ли печатными буквами писать своё имя и фамилию?
9.
Как относится к своим сверстникам? С кем любит играть?
10.
Как общается со взрослыми? Умеет ли слушать, не перебивая?
11.
Владеет ли прямым и обратным счётом в пределах десяти. Может ли назвать соседей
числа (у 5 - 4 и 6)?
12.
Решает ли простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах
десяти?
13.
Знает ли основные геометрические формы? Умеет ли видеть их в предметах
окружающей действительности?
14.
Знает ли последовательность частей суток, их характерные особенности?
15.
Называет ли последовательно дни недели? Потренируйтесь называть, начиная не
только с понедельника, а с любого из них (среда, четверг и т.д.). Попросите
назвать соседей определённого дня - предыдущий и последующий дни.
16.
Знает ли названия времён года, их отличительные признаки и месяцы, их
составляющие? Умеет ли связно рассказывать о лете, осени, зиме, весне?
17.
Умеет ли ориентироваться в пространстве:
·
относительно себя: что справа, слева от него, над, перед, за ним и т.д.;
·
относительно заданного объекта: что справа от стола, слева от окна и т.д.;
· на
листе бумаги: середина, верхний, нижний, правый, левый края;
·
разбирается ли в схеме своего тела, может ли показать свою ведущую руку, правый
локоть, левое колено, правой рукой левый глаз, левой рукой правое плечо и т.д.
18.
Может ли после одной демонстрации взрослого запомнить и повторить серию
движений: руки в кулак, на ребро, ладонью вниз на стол (и так 3 раза)?
19.
Может ли отхлопать ритмический рисунок:
·
простой - ! - !!!
· cложный - !! - !!!.
20.
Знает ли стихи и сказки?
21.
Какая любимая книга, почему?
22.
Умеет ли передать содержание услышанного рассказа?
23.
Сможет ли разложить последовательно серию картин и составить
рассказ?
24.
Сумеет ли понять и объяснить скрытый смысл рассказа?
Например,
известный рассказ «Упрямые козлы»:
На
мосту два козла стукнулись рогами. И упали два козла в речку вверх ногами.
Почему?
(Мостик
был слишком узкий, а козлы очень упрямыми).
ЧТО
ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Прежде всего, успокоиться и понять, что все мы когда – то начинали.
-посмотрите
на своего ребенка со стороны и постарайтесь воспринять его таким, какой он
есть;
-Спокойно
беседуйте со своим ребенком, создавая положительный эмоциональный настрой и
ощущение единства с ним:
*Расскажите о школе (не приукрашивая и не
стращая).
* Поговорите о возможных взаимоотношениях
со сверстниками и учителем
(не запугивая и не рисуя радужных картин).
*Вспомните радостные минуты
своего школьного детства (свои
огорчения)
*Постарайтесь вспомнить свои школьные
сюрпризы, подарки, праздники, первые положительные эмоции).
*Расскажите, как приятно вам было идти в
школу (почему именно?).
-Постарайтесь
дать понять ребенку следующее:
«если
тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму. И
мы вместе справимся со всеми трудностями». Ведь для ребенка «первый раз - в
школу». Все равно, что для нас первый раз на работу: как встретят, что скажут,
а вдруг что не так сделаю, а вдруг не пойму - тревога ожидания,
настороженность.
Сегодня не менее серьезно надо говорить не
только о готовности к школе ребенка, но и его родителей.
Попробуйте ответить себе на следующие
вопросы:
Готовы
ли Вы:
*создать
дома обстановку спокойствия и доброжелательности;
*встречать
ребенка из школы с улыбкой;
*не
ругать и не наказывать за ошибки и незнание;
*помочь,
не рассердившись;
*не
кричать, принимать спокойно все так, как есть;
*не
обижать;
*не
сравнивать с другими своего ребенка;
*не
наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.
В общем готовы ли Вы пожертвовать своими
привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка.
Если
Вы согласитесь добросовестно исполнять эти условия, то очень скоро
поймете, насколько тяжело ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации и
какие высокие требования ставят перед ним школа и родители.